Легенды Гбе -мэджи рассказывают нам о том , что все функционирует по законам равновесия между хорошим и плохим, и что хорошее есть в плохом и плохое есть в хорошем , все как хорошее и плохое, жизнь и смерть также связаны. Джогбе называют также Алафиа -счастье ,мир, спокойствие.Первый знак , представляющий собой восток , или восходящее солнце , дорога открытая в две стороны , как к смерти так и к жизни , т.к. согласно философии африканцев , смерть- это не что иное как продолжение жизни. Тот кто умер не мертв.
Также гбе-меджи говорит о предательстве.
Гбе-мэджи или джогбе с языка йоруба , наго его называют «оджи ло ниле» oji lo nile — тот , кто владеет землей, миром.Некоторые называют Ogbe-oji , что означает огбе- жизнь , оджи- смерть.

Фаглета гбе- меджи, Локо- куджо, Ава- куджо.
ПРИТЧА ПРО ИРОКО.
Эта фаглета о том , что нужно быть подальше от завистливых , которые предают, о вероломстве ничтожных.
Жило было дерево Ироко. Оно было сильно и почитаемо ,как вудун, к нему жрецы приносили приношения, пищу , одежду , драгоценности . Ироко принадлежало к классу духов Толегба. Просто дерево Ава захотело пользоваться такими же привилегиями и уважением как ироко . Однажды утром ава пришло к ироко и сказало:
— » О , ты великий ироко, глава всех деревьев , тебе не надо искать богатство , ты содержишь в себе все ценности и мудрость, ты получил силу от Сегбо-Лиссы , управляешь духами хорошими и плохими, позволь мне быть рядом с тобой , учиться у тебя , помогать тебе.»
ироко , поддавшись на комплименты , принял под свое прикрытие ава — нищего попрошайку.
Так два дерева стали находиться рядом , ава каждый день пытался приблизиться все ближе и ближе к ироко , отходя от договоренного ему места, переставая уважать ироко , все больше взбирался на корни ироко, подобрался к стволу и окутал весь ствол ироко, что ему стало даже тяжело дышать и принимать приношения приходящих жрецов. Тогда ироко обратилось к боконо чтобы узнать что делать. Боконо сделал необходимы приношения и принес к ироко топор, мачете, калебас с пальмовыми орехами и др…
… на запах пальмовых орехов ночью пришла большая крыса , начала их есть и забрала с собой для своей семьи . Затем эта крыса, чтобы не бегать постоянно за орехами , привела всю семью и поселилась между двумя деревьями и корнями ироко.
В жаркий день после неудачной охоты проходящие мимо охотники решили отдохнуть в тени этих деревьев. И обнаружили , что тут водятся большие дикие крысы. ( диких крыс готовят и принимают в пищу , считаются дичью). Чтобы их убить, нужно обрезать запутанные корни , а это освободит Ироко от неблагодарного компаньона . Охотники разрубили корни Ава и достали свою добычу .
С тех пор Ироко понял что нельзя брать под свое покровительство предателей — попрошаек.
Сейчас говорится » ава хуне» — «предатель лжец рядом. Не бери его под защиту.»

IMG_4853 IMG_4879