Цивилизация Нок

Считается, что искусство культуры Нок было тем самым недостающим звеном, что соединило искусство культуры Ифе (VII век н. э.) с более ранними эпохами.
Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно продвинутой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.
О том, что культура Нок — чисто африканская, говорят некоторые стилистические особенности, сближающие её с деревянной скульптурой современной Африки. Сразу, например, бросается в глаза то, что головы древних фигурок непропорционально огромны: на них приходится от одной трети до половины длины всего тела. Так же в тех краях изображают людей и сегодня: ведь голова — это основное вместилище «ньяма», жизненной силы, и её размеры в Африке традиционно принято преувеличивать.
Было высказано предположение, что культура Нок, в конечном итоге, превратилась позднее в культуру йоруба (Ифе). Предположение основано на сходстве в художественных работах этих двух культур.

300px-Nok-map

Культуру Нок и культуру Ифе разделяет тысяча лет. Радиокарбонный анализ показал, что культура Нок существовала с V века до н. э. до 200 года н. э. Однако изящество и лёгкость исполнения её скульптур говорит о том, что они являются результатом долгой эволюции в искусстве, начало которой теряется во мраке бесчисленных веков. И то, что на скульптурах изображены люди африканской расы, указывает, что их творили вовсе не мифические атланты, а именно «примитивные» африканцы.
Несмотря на мрачную тень, что теперь падала на головы и скульптуры Ифе, ряд учёных высказывают предположение, что по этим скульптурам можно отследить изменения мифологии йоруба, а сами древние мифы благодаря археологическим раскопкам обретают реалистичные черты.

Лица также отличаются, видно, что нос, губы и уши делались мастером каждый раз новые. А вот глаза встречаются только двух форм, либо полукруглые, либо треугольные, обращенные вершиной треугольника вниз. На месте зрачков выполнены круглые отверстия. Примечательно, что некоторые элементы изготавливались отдельно (прическа, брови), а перед самым обжигом накладывались на скульптуру.

nok pict_012ebc4c006b43b3ab55018977209336 statuetki_nok

Согласно одному из мифов, бог Одудува сошёл на землю в Ифе — центре всего мироздания — и стал его первым царём. У него было 16 детей, которые затем стали основателями государств народа йоруба.

Согласно же другим мифам, Одудува пришёл из Египта или даже Мекки. И тут археология неожиданно нашла подтверждение этой «сказке»: действительно, в начале второго тысячелетия нашей эры в Ифе прибыла группа неких переселенцев, обладавших сильным влиянием. Переселенцы подарили местным изысканную художественную традицию и мастерство отливки из латуни. Так слились древние традиции искусства с традициями новыми.

Но самое главное — новые люди принесли с собой идею божественного царства. Прежняя мифология в интересах правителей подверглась переработке в своеобразную «историю» государства, в которой первоначальный образ богов изменился кардинально, а правящие династии обожествлялись. Так, местность Ифе стала считаться центром мира и местом рождения 1б-ти божественных отпрысков.

Правители 16 областей Ифе для коронации всегда отправлялись именно в этот священный город.

В период расцвета город стал центром массового паломничества к всемогущим богам йоруба. В 1949 году в ходе археологических исследований удалось установить точное расположение зданий Ифе. Разбитая керамика образовывала участки правильной формы, обозначая внутреннее пространство жилищ, а также проходы, вокруг которых располагались дома. Каждый дом имел собственный сад, а все жилища концентрировались вокруг царского дворца в центре Ифе.

Окружавшие Ифе стены образуют множество колец, что говорит о том, что священный город постоянно рос.

Его закат пришёлся на XVI век нашей эры. «Эстафетную палочку» перехватило расцветшее к этому времени соседнее могучее государство Бенин, ставшее последним царством африканских лесов, сохранившим свою независимость в эпоху колониального захвата. Остальная Западная Африка была разодрана жадными европейскими державами на мелкие куски.
Бронзовые скульптуры

Нок также причастны и к повсеместному распространению металлургии железа в Африке южнее Сахары.  Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью так называемого «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали, и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали, «доводя до ума». Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но в Африке ничего подобного ранее не находили.

b2  images (6) 20140607_230428617_africanhead nok1

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *